19:30 

#46. Can - Sing Swan Song (Ege Bamyasi - 1972)

Перитон
A 60 ton angel falls to the earth...
I was born and i was dead.
(Mushroom)




Сегодня мне стала известна печальная весть - 22-го числа барабанщик немецкой краут-рок группы Can, Яки Либецайт, ушел в мир иной. Как раз в воскресенье в машине по дороге домой по радио rock.ru мы услышали рассказ об этой группе и очень удивились, с чего это вдруг на таком "попсовом" (Кэн уж явно нельзя было отнести к популярной музыке даже от рока) радио говорят про Can. А оказывается, это не спроста.
Так что сегодня я расскажу вам, откуда я про них знаю, и какой след они оставили в моей музыкальной истории. Как я люблю называть это, устрою свои собственные "поминки по Финнегану".
С Can (расшифровывается как "коммунизм, анархия, нигилизм") меня познакомил товарищ Lightrider (ака Григорий) в 2012 году, он тогда сильно угорал по крауту и переслушивал все оттуда. И меня тоже подсадил. Как-то раз в плацкартном вагоне ночного поезда Санкт-Петербург - Москва, мне никак не удавалось уснуть (было очень шумно), и я уже не надеясь на сон совсем, решила хотя бы послушать музыку (я не могу засыпать под музыку, за весьма редкими исключениями). Включила Can и прослушав пол-альбома Tago Mago на песне Aumgn ко мне пришел сон! И далее под Peking O мне тоже хорошо спалось. Услышав об этом наутро Гриша сказал, что я умудрилась заснуть под песню, от которой его в дрожь бросает, особенно если идти под нее поздно вечером по темным дворам. Ну а мне под нее до сих пор весьма неплохо засыпается!
Ну а если по серьезному, то музыка Can - это нечто своеобразное и очень специфичное. Как я иногда в шутку называю их жанр "the-music-that-gets-you-high-rock", потому что она именно передает какое-то определенное состояние упоротости. Они играют не мелодию, а настроение. Способны ввести в состояние транса и даже вызвать галлюцинации (если аудио-наркотики существуют, то "банку" можно к ним отнести вполне).
На Can невозможно сделать кавер, если просто пытаться исполнить их музыку по нотам, ничего не получится, это будет пустая трата времени. Что бы их исполнить, надо самому быть немного в состоянии Can, пытаться передать его слушателям, отразить его в исполнении. По моему скромному мнению, их музыку исполнять весьма сложно именно поэтому. Своим таким видением и музыкальной философией они оказали влияние на многие группы. Даже мой любимый и прекрасный Хьюго Рейс исполнял их песню Mushrooms (весьма неплохо так, кстати) на своем концерте-посвящении The Roots of Hugo Race.
Послушайте Лебединую песнь, проникнитесь этим тягучим, слегка пришибленным вокалом Дамо Сузуки (который поет по-английски с японским акцентом и по-японски с немецким! можете найти песню Oh Yeah с альбома Tago Mago и заценить), гипнотическими мелодиями гитар и клавишных, а так же метрономным стилем игры на ударных Яки Либецайта. Меня лично с этой песни весьма неплохо уносит.
В музыке Can очень многое пришло из минимализма, что неудивительно, так как двое из участников группы - Хольгер Щукай и Ирмин Шмидт - обучались музыке у Карлхайнца Штокхаузена (это один из лидеров музыкального авангарда и Новой музыки того времени).

Что же касается стиля игры Яки Либецайта, он действительно отличался механически ровной игрой (не смотря на то, что до этого он играл во фри-джазе), что про него даже сами участники Can шутили, что он "получеловек-полумашина". Однако именно такая манера игры добавляла Can толику той гипнотизирующей магии.


Предлагаю вам в качестве бонуса одну из самых шизовых композиций Can - знаменитую и жуткую Peking O. Попробуйте послушать это и не сойти немного с ума)



@музыка: Can - Tago Mago; Ege Bamyasi)

@темы: Музыкальная шкатулка, You tell me they are dead, but i still see them living, 100 песен

URL
   

Дневник дочери Шеогората

главная